Обучение‎ > ‎Лекции‎ > ‎Роспись‎ > ‎

Имитация витражной краски. Домашние опыты

Елена Айра Потылицина (honani)

Виды творчества:   Do It Yourself / Сделай сам
Роспись > Народно-прикладное искусство
Сложность:   ниже средней
Время работы:   1 час

В этом мастер-классе вы увидите, как можно добиться имитации витражной краски, а при соблюдении определенных условий — даже имитации эмали, в домашних условиях. Мастер-класс подойдет тем, кто каким-то образом включает роспись в свое творчество (исключение — роспись по ткани), а также тем, кто хочет попробовать себя в витражной росписи, но не хочет закупать недешевую витражную краску, пока не убедится, что ему это нравится (и вообще надо). Еще мастер-класс ограниченно пригоден в работе с детьми, но тут есть пара условий: 1. работать желательно на открытом воздухе; 2. дети должны быть в таком возрасте, в котором вы бы доверили им, например, покраску забора/батареи, ибо работа пойдет со специфическими материалами. 

Впрочем, обо всем по порядку. Итак, для работы нам нужны:

https://sites.google.com/a/ournet.biz/for/obucenie/lekcii/rospis/imitacia-vitraznoj-kraski-domasnie-opyty/cd4bf64793ac043d2a81b3235f7x.jpg

1. Алкидный лак (тут алкидно-уретановый, желтоватого цвета, можно в принципе любой).
2. Ацетон.
3. Универсальные красители, подходящие для алкидных же красок (универсальность обязательна!).
4. Перчатки.
5. Емкости для ацетона и для наведения "витражной" краски.
6. Кисточки.
7. Зубочистки.
8. Ватные диски для протирания кистей.
9. Стеклянное нечто, что вы будете расписывать — здесь маленькая рюмка, она потом будет подсвечником.
10. Контур для стекла.

Начнем, пожалуй. Возьмем наше стеклянное изделие, контур и нарисуем что нам хочется:

https://sites.google.com/a/ournet.biz/for/obucenie/lekcii/rospis/imitacia-vitraznoj-kraski-domasnie-opyty/78f5cb66b72f29ed56bcb48d93jp.jpg

https://sites.google.com/a/ournet.biz/for/obucenie/lekcii/rospis/imitacia-vitraznoj-kraski-domasnie-opyty/28e82efd1ab7cd105c3d013a90so.jpg

Тут изображены цветочки :) Если вы работаете с детьми, то это та часть работы, которую можно сделать дома, ибо акриловый контур не пахнет. А вот дальше нужно работать в проветриваемом помещении, а лучше на улице, например, на балконе или на даче. Впрочем, кто некритично относится к запаху лака в доме — могут продолжать работу дома.

Далее мы берем универсальные колеры нужных нам цветов. Такие колеры можно купить в строительных магазинах/гипермаркетах, их цена (у нас в Красноярске) — в пределах 40-45 рублей за баночку в 100 мл. Поверьте, нам этого более чем достаточно. Колеры эти бывают всех цветов радуги:

https://sites.google.com/a/ournet.biz/for/obucenie/lekcii/rospis/imitacia-vitraznoj-kraski-domasnie-opyty/6669f88a8bfae78f49da5da218xn.jpg

Итак, мы берем те, что нам нужны, и теперь делаем собственно "витражную" краску, смешивая их с алкидным лаком. Лака в мастер-классе взято по 1 кубику, если мерить по шприцу, а колера — по три капельки на кончике зубочистки. На картинке желтое — это лак, не смешанный еще пока с колерами, и кстати желтый цвет лака практически не гасит цвет колера.

https://sites.google.com/a/ournet.biz/for/obucenie/lekcii/rospis/imitacia-vitraznoj-kraski-domasnie-opyty/7c059ccc21f6fbdf0be40f60e2c6.jpg

Смешиваем лак с колерами:

https://sites.google.com/a/ournet.biz/for/obucenie/lekcii/rospis/imitacia-vitraznoj-kraski-domasnie-opyty/8357f3cd9c26fc348f76ed5b08vt.jpg

И начинаем расписывать наше стекло. Лак гуще, чем оригинальная витражная краска, плюс нужно тщательно перемешивать его с колером, иначе у вас будет где-то насыщеннее цвет, где-то бледнее. Впрочем, это может дать интересные эффекты, поэтому тут все на ваше усмотрение. И да, если вы ощутимо "переборщите" с колером, у вас выйдет имитация эмали — прозрачность пропадет, и на выходе будет блестящее непрозрачное цветное покрытие. Еще в лак можно добавить два и более цветных колера рядом — в этом случае, если их не сильно перемешивать, кисть подцепит все цвета и на стекле будут красивые переходы (или некрасивые разводы, да). :)

https://sites.google.com/a/ournet.biz/for/obucenie/lekcii/rospis/imitacia-vitraznoj-kraski-domasnie-opyty/5b6a4f0f59f3568de6e4e55b3492.jpg

Если в лак с колером капнуть ацетона, прозрачность краски увеличится, но ее итоговая яркость, увы, будет приглушена:

https://sites.google.com/a/ournet.biz/for/obucenie/lekcii/rospis/imitacia-vitraznoj-kraski-domasnie-opyty/6e2b0d02c74e3d500c1ccd94b2wu.jpg

Закончив роспись, моем кисточки ацетоном, вытираем их о ватные диски, а расписанное изделие оставляем сохнуть. Лак сохнет быстро — уже через час почти не липнет, а с добавлением ацетона сохнет еще быстрее. Высохший на стекле лак потом не пахнет, ну разве что поднести изделие прямо под нос. Ниже — картинка, на которой изделие слева покрашено стандартной витражной краской, а справа — имитационной:

https://sites.google.com/a/ournet.biz/for/obucenie/lekcii/rospis/imitacia-vitraznoj-kraski-domasnie-opyty/386d1ccdde799361a2810e49e719.jpg

Что можно сказать: конечно, фабричная витражная краска изначально имеет более равномерное распределение красящего пигмента, и поэтому у нее нет разводов; кроме того - она более прозрачна. Яркость же обеих красок вполне сопоставима — лак+колер дают насыщенную по цвету смесь, и даже изначально желтоватый цвет лака не гасит цвет колера. Возможно, что с прозрачным лаком будет еще лучше. В покраске лак+колер более густые, и их нужно распределять по поверхности, а витражная краска течет сама. Обе краски боятся ацетона. Лак с колером сильнее пахнут, это нужно учитывать при работе с ними, при этом, конечно, сам колер не дает запаха, а вот лак воняет дюже. Как обе краски ведут себя на солнце — неизвестно, наверно, лучше не выставлять их под прямые лучи.

Если говорить о том, как краски пропускают свет, то вот фото подсвечников с зажженными свечками:

https://sites.google.com/a/ournet.biz/for/obucenie/lekcii/rospis/imitacia-vitraznoj-kraski-domasnie-opyty/17a808349ff2e07875d43eaa25ns.jpg

Цветные блики отбрасываются обеими красками, у оригинальной витражной они, правда, более отчетливые, за счет ее большей прозрачности. Но подсвечник, покрашенный смесью лака и колера, в темноте не менее эффектный :)

Что еще следует добавить — смесь "лак+колер" медленнее высыхает на палитре. Например, покраска этого подсвечника справа началась в 13:09, но и в 13:34 смесью еще можно было красить, она не высохла, тогда как оригинальная витражная краска долго не живет и высыхает за считанные минуты — успели вы покрасить или нет. Это важное качество, если вы работаете, например, с детьми на воздухе — вот сели вы расписывать хоть те же подсвечники из стеклянных баночек, а у вас раз, и магазинная витражная краска сохнет за мгновения, если вы ее налили маленько из банки в палитру. Обидно как-то. А лак+колер "живут" дольше, и можно работать не спеша.

И вот, уважаемые читатели, мы рассмотрели способ имитации витражной краски, который по ряду качеств может быть предпочтителен, нежели работа с оригинальными витражными красками. Во-первых, он ощутимо бюджетнее — бутылка лака и набор колеров обойдутся дешевле, чем набор витражных красок. Во-вторых, можно не бояться, что что-то будет испорчено — лак спокойно стирается ацетоном, и всегда можно замешать новую порцию. В-третьих, из-за особенностей пигмента в колере его смесь с лаком позволяет наводить разные эффекты — градиент между цветами или градиент от почти непрозрачного - к прозрачному. Минусы такой имитационной смеси - ее запах, потеря блеска при добавлении в нее ацетона. И помните, что и оригинальная витражная краска, и лак с колером, и ацетон — это легковоспламеняющиеся жидкости, в этом плане они одинаковы, поэтому будьте осторожны. И творите только с удовольствием, выбирая для себя более оптимальный вариант!

https://sites.google.com/a/ournet.biz/for/obucenie/lekcii/rospis/imitacia-vitraznoj-kraski-domasnie-opyty/5391b3c266b7be80bbf2ae989drb.jpg

Спасибо за внимание! Если есть вопросы, задавайте в комментариях, ответы будут даны в течение суток.

Ключевые слова:  витражная роспись, имитация витражной краски, витраж, витраж своими руками, имитация

Материалы:  лак алкидный, лак алкидно-уретановый, колер, витражный контур, кисть